Что нам стоит дом построить…


Во все времена наличие собственной недвижимости считалось признаком успеха, благосостояния, уверенности в завтрашнем дне. Все помнят булгаковскую цитату о том, что советского человека испортил квартирный вопрос, но это не проблема отдельно взятой эпохи, а, воистину, трагедия вселенского масштаба. Так уж устроен человек, что потребность в собственном жилище стоит едва ли не на первом месте заветных мечтаний каждого, кому еще не посчастливилось справлять новоселье. Но покупкой городской квартиры эта потребность не ограничивается. Пределом мечтаний является загородный дом на собственной земле. Именно здесь человек может отдохнуть от городского хаоса, привести в порядок свои мысли, осознать цели, абстрагировавшись от повседневных проблем. Где, как не в загородном доме глава семьи может пообщаться с детьми, рассказать о своем детстве, научить разжигать костер и топить печь, кататься на велосипеде и лазить по деревьям, в то время, как его супруга вытаскивает румяные пирожки из печки. И если индивидуальность городской квартиры ограничивается, лишь, картинками на стенах, да отделкой, то загородный дом призван стать истинным отражением Вашего внутреннего «Я».

Тут -то и встает самая трудная проблема человечества - проблема выбора. Где строить, как строить, из чего строить - пролетают вопросы один за другим, запутываясь в клубок неясных ответов. Обратиться за советом к друзьям? И этот клубок запутывается еще больше. Ведь, как известно, сколько людей, столько мнений. И вот уже, на первый взгляд, приятная забота о родовом гнезде превращается в ненавистное ярмо, способное лишить вас радости не на один год. И если вы на вид можете отличить марку цемента, на ощупь - процент влажности древесины, а квадратуру дома в уме переводите в количество кирпичей, это не значит, что вы технолог или прораб в строительной компании, просто вы строите дом.

Для наших предков строительство жилища было делом сакральным, ведь, дом был лишь материальным воплощением и одновременно символом внутреннего мира - семьи, которая в христианской традиции именовалась «малая церковь». Как для христианского мироощущения, так и в дохристианскую эпоху для наших предков было характерно наделять окружающие предметы символическим смыслом, превращая повседневную рутину в непрекращающийся ритуал. Строительству дома предшествовал этап подготовки. Как и каждое ответственное дело, все начиналось с молитвы. Затем тщательно подбиралось место для будущего дома. К этому наши предки подходили особенно внимательно. Участок должен был быть не темным, не сырым, желательно, на возвышенности. Нельзя было строить на месте бывшего кладбища, бани, храма или сгоревшего дома. После выбора территории, закладывался камень с пением соответствующих молитв. Для этого приглашался священник, который окроплял святой водой выбранное место и «всех хотящих жити» в этом доме. Считалось, что с этого момента к дому приставлялся Ангел-хранитель.

Заготовка материала начиналась загодя. Почти повсеместно дома на Руси строились из дерева, так как бревенчатые избы наиболее соответствовали суровым климатическим условиям. Зимой в них было тепло, а летом не жарко. Кроме того, при правильной заготовке, рубленые дома были достаточно долговечны, если не считать многочисленные пожары, сведениями о которых пестрят древнерусские летописи. Лес валился зимой и преимущественно в полнолуние. Считалось, что дерево, срубленное до этого, отсыревало, а после -- трескалось. В этот период древесина освобождается от излишней влаги, кроме того, бревна было легче перевозить волоком, по «зимнику».
Дома рубили сами. Иногда в помощь приглашали соседей, причем, платить за такую работу, было не принято, ведь каждый понимал, что рано или поздно самому понадобится помощь. Хозяева благодарили строителей угощениями. Эта традиция кое-где сохранилась и до нашего времени. Из-за суровости быта и общности мировоззрения, соседские отношения отличались от современного представления о них. Люди жили общиной. Вместе молились. Друг другу помогали собирать урожай. А если приходила беда, то люди не забивались каждый в свой угол, а боролись с ней сообща. Если волки напали на стадо, каждый бежал в сарай за вилами, если пожар - все тушили, если год неурожайный - делились друг с другом «чем Бог послал».

Как уже упоминалось, дом был символом крепости семьи. При этом формулировка понятия семейности была далека от современного «папа, мама, я - дружная семья». Семья включала в себя целый род с ответвлениями и потомками. Поэтому дом строился так, чтобы его можно было передать следующим поколениям. Поговорка «на мой век хватит» является скорее отголоском европейского сознания, персонифицировавшегося в изречении властителя средневековой Франции: «После меня - хоть потоп!». В ту далекую эпоху обитателям Новгородских, Ярославских, Архангельских и пр. областей присуща была основательность, поверхностью лежащей в житейской практичности, корнями же уходящей в глубинное мироощущение. Об этом безмолвно свидетельствуют дошедшие до наших дней памятники древнерусской архитектуры. Характерными, в данном случае, являются не видимые фасады и детали, а стены, выполняющие конструктивную функцию, спрятанные от человеческого взгляда. Даже в такие стены бревна подбирались без пороков и изъянов, а качество работы посоперничает с современным евроремонтом.

Инструментарий древнерусского плотника не был обширен. Большинство всех операций выполнялись кованым топором, от заготовки древесины до искусной резьбы и домашней утвари. Но этот факт говорит скорее не об убогости изделий, сколько об искусности мастеров.
«Мастерская Тектон» сделала попытку воссоздать подход наших предков к строительству жилища. Каждый плотник проходит специализированное обучение на курсах. Для руководителей «Мастерской» принципиально важно не только научить плотников всем навыкам и приемам, но и воспитать отношение сотрудников к работе и между собой. Ведь то, с каким настроением построен дом неизбежно повлияет на атмосферу в нем и после завершения строительства. Основным критерием при подборе плотников является способность находить в работе источник вдохновения и радости, что, наверное, и называется призванием.

Современные достижения в области деревянного домостроения не противоречат следованиям традиции наших предков. Они лишь помогают в осуществлении самых смелых художественных замыслов и нетривиальных решений. Основным же инструментом «Тектона» остается древнерусский топор. Его форма отличается от современного аналога. Он выкован в форме колуна, и, благодаря своей форме и заточке, позволяет делать протеску, не требующую дальнейшей обработки рубанком. Кроме того, топор, в отличие от рубанка, не только срезает древесину, но и заминает волокна, закупоривая капилляры. Дело в том, что древесина имеет губчатую структуру, и втягивает атмосферную влагу, тем самым заметно сокращая срок службы деревянной постройки. Обработка пиленых поверхностей таким топором позволяет избежать этого недостатка древесины. Есть и еще некоторые секреты в арсенале мастерской «Тектон», девизом которой является «мастерство в деталях». Как утверждают руководители фирмы, безупречное качество и надежность складывается в единый результат из мелочей. Здесь важно все: и время заготовки древесины, и способ снятия коры, и подбор инструмента и пр. и пр.

Начиная строительство дома, все больше понимаешь, каких трудов и усилий стоит довести дело до конца. Но, как мать, забывает о муках, глядя на новорожденное дитя, так и строительные тяготы вырастают в легенды, которые можно рассказывать своим внукам долгими зимними вечерами, сидя у камина в собственном доме.

Поиск по сайту

Яндекс.Метрика